Правительство все еще не определилось с поддержкой электромобилей

Ситуация с электромобилями в стране остается неоднозначной: периодически правительство проявляет интерес к этой категории, предоставляя преференции и льготы, то вновь вводит ограничения, создающие препятствия для развития. С 1 января 2023 года утилизационный сбор на электромобили вырос в двадцать раз, сопоставившись со ставкой на автомобили с двигателями внутреннего сгорания. В результате этот сбор увеличился с 32 600 до 667 400 рублей. Подобные изменения уже сказались на продажах: за первые три месяца текущего года было реализовано 1854 электромобиля, что на 52% меньше по сравнению с предыдущим кварталом, когда было продано 3844 машины. Однако во втором квартале производители адаптировались, и количество проданных электромобилей достигло 2546. В третьем квартале наблюдается дальнейший рост — продажи составили 3586 автомобилей. Будущее продаж электромобилей остается под вопросом. В конце прошлого года, перед сезонным снижением, продажи стабилизировались на уровне около 1200 машин в месяц. В этом году, начиная со второго квартала, месячные продажи выглядят следующим образом: апрель — 795 автомобилей, май — 786, июнь — 965, июль — 1257, август — 1082 и сентябрь — 1247. В то же время объемы реализации электромобилей 2025 года производства растут: в апреле — 196, в мае — 334, в июне — 430, в июле — 543, в августе — 481 и в сентябре — 597. Стоит заметить, что на складах остаются значительные запасы машин, произведенных не только в прошлом, но и в позапрошлом годах. Существует вероятность, что даже в случае нового повышения утилизационного сбора с 1 ноября, продажи электромобилей останутся на уровне 1000-1200 единиц в месяц вплоть до начала следующего лета. Однако введение новых тарифов на утилизационный сбор может негативно сказаться на импорте. Из 7986 электромобилей, зарегистрированных за девять месяцев текущего года, большинство имеют мощность электромоторов свыше 80 л.с., а значит, после изменения правил они не смогут воспользоваться льготным тарифом. Аргументы для анализа ситуации в третьем квартале. В категории электромобилей все еще лидирует Zeekr с 891 реализованной машиной. Модель 001 продолжает пользоваться популярностью, на нее приходится 449 поставок, за ней следуют 7Х (165), 009 (122), X (88) и 007 (67). Тем не менее, популярность Zeekr на российском рынке снижается: с 38% доли в четвертом квартале 2024 года до 25% в третьем квартале нынешнего года. Завод «Москвич» активно распродает оставшиеся на складе электромобили 3е, выпущенные в предыдущие годы. С июля по август было продано 430 автомобилей, из которых 417 — юрлицам. Таким образом, модель занимает вторую позицию после Zeekr 009. Однако будущее модели 3е кажется неопределенным, так как завод планирует новые модели на основе платформ концерна SAIC. Evolute реализовал 539 электромобилей, но его наиболее популярная модель i-Pro (363 экземпляра) уступает результатам Москвича. Несмотря на расширение сети продаж, объемы реализации модели А5 от Amberauto оставляют желать лучшего — всего 277 машин. Модель Ora также не смогла найти своего покупателя — всего 50 проданных автомобилей. Компания Avatr, входящая в состав «Чангана», продала 263 электромобиля, а BYD показал лучшие результаты — 258 машин. Остальные марки, такие как BMW и Porsche, продолжают реализовывать свои электромобили в небольших объемах — 51 и 15 единиц соответственно. На позитивной ноте можно отметить появление в статистике нового электромобиля Eonyx М2, который был реализован двум юридическим лицам и одному физическому. Желаем успешного старта новому проекту «Автотора», который, хотя и запоздало, но все же вышел на рынок электромобилей. Таким образом, вопросы о будущем продаж электромобилей остаются открытыми, и не исключено, что новые условия утилизации могут отразиться на рынке в ближайшие месяцы.