Проблемы сектора коммерческого транспорта: сжатие объемов продаж
На пресс-конференции РОАД, состоявшейся 4 декабря в столице, участники обсудили сложную ситуацию на рынке коммерческого транспорта. Вице-президент ассоциации Виталий Киселев отметил значительное сокращение числа среднетоннажных автомобилей (MCV) — с 2,3 миллионов в 2016 году до всего 1,727 миллиона сегодня. Эта тенденция сохраняется уже более десяти лет, а средний возраст автопарка составляет почти 28 лет. Особенно заметно это среди самосвалов и спецтехники, которые часто преодолевают порог в 32 года.
Максим Шишко из «Глобал трак сервис» сообщил о снижении доли китайских компаний на рынке тяжёлых грузовиков с 60% до 53%, в то время как российские производителей подняли свою долю с 28% до 38%. Число сделок на этом сегменте сократилось почти в два раза. Серьезное падение наблюдается с ноября, что, по прогнозам, скажется и на декабре. В следующем году можно ожидать только 46 тысяч продаж грузовых автомобилей, что — рекордно низкии показатели.
В 2023 году продажи тяжелых грузовиков достигли пиковых значений — 125,7 тысячи единиц. Однако накопленные на складах запасы стали причиной больших убытков для участников рынка, заставляя их делать скидки, что привело к отрицательной маржи. На данный момент много грузовиков, отвергнутых ОТТС, всё еще находятся на складах, создавая нехватку ликвидности.
Пока что ситуация не выглядит обнадеживающе: в сегменте HCV ожидается продажа не более 4 тысяч машин в месяц, что в разы ниже прошлых цифр. Перспективы позитивного изменения произойдут лишь при улучшении внешнеэкономической обстановки. В этом году лидером остаётся КАМАЗ с 12,6 тысячами проданных машин за 11 месяцев, за который подтянулись Sitrak, Shacman и FAW.