Тяжёлые грузовики БАЗ: новые горизонты производства и технологий
Спустя год мы вновь обращаемся к теме тяжёлых грузовиков марки БАЗ, шасси которых были разработаны инженерами группы «Романов» на основе достижений Брянского завода колёсных тягачей (БЗКТ). Сборка автомобилей осуществляется на площадке в Шушарах, расположенной под Санкт-Петербургом, где раньше производилась техника компании MAN. Первоначально проект появился на Обуховском заводе, который входит в корпорацию «Алмаз-Антей», но затем было создано отдельное юридическое лицо – «Романов», ответственное за гражданскую линейку.
Идея тяжёлого грузовика с независимой подвеской для всех колёс с возможностью эксплуатации на дорогах общего назначения была окончательно принята в 2021 году. Разработка конструкции началась в январе 2022 года, а в 2023 году был освоен ходовой образец. Подготовка к производству стартовала в январе прошлого года, и ожидается, что в конце года начнется массовая сборка. В первую очередь речь идет о шасси 6х6, включая седельные тягачи, самосвалы, бортовые платформы и само шасси. Заказчики смогут выбрать одну из пяти кабин.
По словам Александра Бредихина, управляющего по маркетингу в компании, в течение трёх лет «Романов» собирается выйти на уровень продаж 2000 автомобилей год. В 2026 году ожидается достижение объёма в 600 машин – это зафиксировано в Специальном инвестиционном контракте с Минпромторгом, подписанном 30 апреля 2025 года. На данный момент уже имеется больше потенциальных заказов, чем сможет произвести «Романов». Анализ показывает, что рынок грузовиков формата 6х6 в России составляет приблизительно 6000 автомобилей в год, что делает цели по продажам вполне реалистичными.
Первая предсерийная модель была передана Газпром для тестирования в посёлке Ямбург, находящемся за Полярным кругом. В ближайшее время ожидается передача ещё одного БАЗ для работы в Краснодарском крае, после чего компания получит отчёт о результатах и сможет принимать участие в тендерах Газпрома.
Не обошлось и без планов на будущее – в следующем году начнётся разработка версии 8х8, а позднее планируется создание исполнений 10х10. Одним из важнейших преимуществ модульной конструкции шасси БАЗ является возможность дополнительно устанавливать различные оси и их высокая унификация. На примере грузовика, которому было выдано Одобрение типа транспортного средства с 2 ноября, можно рассмотреть самосвал модификации S31A50, S31A51, предназначенный для перевозки сыпучих материалов.
Кабина данной модели выполнена в каркасно-панельной конструкции с откидным механизмом. Технически допустимая масса составляет 30 тонн при снаряженной массе от 17,400 до 19,540 кг. Двигатель будет отечественным — дизельный ЯМЗ-6531, а коробка передач будет 9-ступенчатой. По словам Александра Бредихина, срок окупаемости проекта составит менее десяти лет, что дает надежду на положительный результат при текущих рыночных условиях.